- БОРОДА
- — многофункциональный символ. На Востоке это символ мудрости. Античные философы носили бороду как свой профессиональный знак. Длина бороды зачастую приравнивалась к «долготе» ума. Борода являлась знаком мужской зрелости. Бородатыми были все святые старцы. Толковалась она и как символ мужского первородства, и как символ власти. Царствующие юноши и женщины в ближневосточных странах использовали накладную бороду. Подчеркивалось, что царь зверей лев тоже был бородатым. В ряде стран борода — это знак траура: ее отпускают после смерти близкого человека. В районах повстанческих войн носящий бороду зачастую неоправданно подозревается в причастности к боевикам-мстителям. По эзотерической версии борода является солярным символом. Поскольку женщина — символ Луны, а мужчина — Солнца, бородатое лицо символизирует лучезарность солнца. Борода также считается символом отшельничества, презрения к светской жизни. Согласно различным суевериям, борода приносит ее обладателю удачу, поэтому накануне важного события не рекомендуется бриться. Согласно христианской символике, борода — божественный атрибут, поскольку человек был создан по образу и подобию Бога. Со временем стала обозначать принадлежность к русскому православию, так как католики и протестанты бороды, как правило, брили. Брадобритие же в православии приравнивалось к содомскому греху. Штраф за вырванную бороду по «Русской Правде» вчетверо превышал штраф за нанесенные увечья. Существовало несколько иконографических вариантов бороды: «Косьмина» — короткая, повторяющая овал лица; «Спасова» — короткая, заостренная и раздвоенная на конце; «Николина» — короткая, круглая; «аки Григорий Богослов» — густая и широкая, спускающаяся до груди; «Власиева» — клином, «долга по персям»; «аки Василий Великий» — узкая, «до персей подоле»; «аки Иоанникий Великий» — «брода велика и широка, на концы в две раскинулась»; «аки Филогоний» — «на оба плеча раскинулась»; «аки Захарий Пророк» — «до пояса длина»; «аки Макарий Римский» — клином «до полуколена»; «аки Макарий Египетский» — «по колени долга, а от колен два косма повелись до земли». Брадобритие было осуждено рядом патриарших указов в XVII в. Очень популярной была притча о козле, которого брили, и он, не вынеся сего, бросился в пропасть. При патриархе Иоакиме брадобрейцев, как и самоубийц, запрещалось хоронить на одном кладбище с православными. В народе бытовало поверье, что Бог вытаскивает мужчину на Небеса именно за бороду (а женщин за косу), поэтому бритье бороды равнозначно утрате надежды на спасение. Категорически выступали против брадобрития старообрядцы. Затеянное Петром I массовое сбривание бород являлось одной из главных причин неприятия императора в народе. За ношение бороды при Петре вводилась специальная пошлина и взималось двойное налогообложение. В XIV в. борода стала непременным атрибутом славянофильства и символом почвенничества, т. е. верности славянофильской традиции. Николай I поначалу распорядился славянофильствующим дворянам бороды сбрить. Некоторые из них добились права ее носить, после участия в Крымской войне. Окончательная реабилитация бороды в высших кругах русского общества связана с эпохой императоров Александра III и Николая II. Источ.: Буслаев Ф. И. Древнерусская борода // Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2; Михневич В. Исторические этюды русской жизни. СПб., 1882; Афанасьев А. Персты указующие // Наука и религия. 1993. № 5.
Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.